Церковь свт. Николая Чудотворца с.Царево 1812г. - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Возрождение иконостаса нашей церкви

К истории иконостаса нашего храма

   Наш храм предстаёт перед нами сегодня в том виде, который создавался на протяжении всего 19 века. По архивным записям мы знаем, что строительство каменной церкви на месте деревянной во имя свт. Николая Чудотворца началось 21 мая 1812 года с благословения Преосвященного Архиепископа Дмитровского Августина тщанием помещика бригадира Николая Алексеевича Дурасова. С началом Отечественной войны 1812 года строительство церкви было приостановлено. Но уже в августе 1815 года в Московской Духовной Консистории рассматривалось дело об освящении придела во имя св. мученицы Агриппины, который и был освящен через год – 22 августа 1816 года. В клировой ведомости за 1825 год записано, что  престолов в нашей церкви по-прежнему один – в тёплом приделе во имя св. мученицы Агрипины. В холодной «назначен во имя свт. Николая Чудотворца, который ещё не освящен, впрочем, иконостас уже готов». Прошло ещё почти 40 лет и в 1863 году начали вести дело об устройстве нового иконостаса в Николаевской церкви. Летом  1864 года священник и церковный староста церкви просили «о дозволении им сумму 500 рублей, оставленную мещанкой Храмовой на её поминовение, употребить на уплату за устройство иконостаса».

   Третий придел в нашем храме появляется в 90-е годы 19 века. В протоколе Московской Духовной Консистории записано – «14 июня – 24 августа 1893 года рассматривалось дело о разрешении построить придел в честь Ильи пророка в Николаевской церкви с.Царёва».

   В июне 1903 года священник просил «дозволения в летнем храме Николаевской церкви с.Царёва возобновить иконостас и оштукатурить изнутри купол в приделе пророка Илии».

   В 2016 году исполнится 200 лет с момента великого освящения нашего храма. К этому значимому юбилею, благодаря благотворительной помощи Михаила Васильевича и Елены Петровны Полюдовых, реставрационные работы в церкви продолжаются.

   Реставрация иконостаса главного алтаря церкви стала важным этапом в возрождении нашего храма. Два прошедших века, несмотря на устойчивость и прочность конструкции, оказали на иконостас неблагоприятное воздействие, и некоторые его элементы пришли в частичную, или полную негодность. Окружающая среда с резкими сменами температурного режима (когда долгое время Никольский придел храма находился без отопления), особенно влага, зной и пыль привели к деформации дерева и повлияли на иконы иконостаса самым пагубным образом. Они потускнели, потемнели, потрескалась краска и пр. Подобного рода реставрация — весьма сложная и дорогостоящая работа, требующая как больших человеческих ресурсов, так и существенных финансовых вложений.

    Возрождение величественного пятиярусного иконостаса церкви, который один из немногих в Московской епархии уцелел за время гонений на Церковь, стало мечтой настоятеля храма – отца Николая Глебова – и прихожан. Но для её осуществления не было ни соответствующих специалистов ни материальных возможностей.

   После завершения строительства и оснащения воскресной школы забота Михаила Васильевича Полюдова перешла на церковь. Одним из первых жертвенных дел для самой церкви явилась реставрация удивительного по своей красоте и изящности иконостаса главного Никольского придела храма.

   Первые работы по его ремонту и реставрации были произведены в 2004 году. Когда они начинались, никто не представлял: насколько они будут сложными. Необходимо было найти и привлечь опытных специалистов, приобрести дорогостоящее сусальное золото, выполнить полный комплекс реставрационных работ: удалить потемневший лак, загрязнения, копоть, дополнить утраты древесины, исправить коробления древесины, полностью восстановить слой позолоты, отреставрировать утраченные и стёртые орнаментальные детали. 

   Для этих работ Михаил Васильевич нашёл квалифицированных мастеров. В этом важном и ответственном деле для Михаила Васильевича не существовало мелочей. Каждый вид работ, начиная от устройства лесов и заканчивая нанесением позолоты, он не выпускал из-под контроля, добиваясь от специалистов максимально качественной работы.

   Так же Михаил Васильевич очень долго и тщательно подбирал новую латунную ограду на солею, взамен старой, деревянной и уже сильно обветшавшей. Необходимо было подобрать такой её орнамент, который хорошо сочетался бы с декором иконостаса и отвечал всем церковным канонам. К этой работе он привлёк специалистов художественно-производственного предприятия «Софрино», которые в короткий срок и качественно смогли выполнить этот непростой заказ.

   В течение всего 2004 года продолжались реставрационные работы, которые благодаря заботе Михаила Васильевича удалось успешно завершить.

   Большой радостью отозвалось в сердцах духовенства и прихожан церкви эта радостная весть. Было совершенно торжественное богослужение и праздничный молебен о благополучном свершении этого богоугодного дела, о здравии благотворителей и попечителей церкви, которые по этому случаю возглавил благочинный церквей Пушкинского округа прот. Иоанн Монаршек.

    Следующим большим и важным этапом в возрождении иконостаса стала комплексная реставрация всех его икон в 2014-2015 годах. К этому важному и ответственному делу, ктитору нашего храма Михаилу Васильевичу Полюдову удалось привлечь замечательного художника-реставратора Виктора Михайловича Бибикова, принимавшего участие в росписи воссозданного в Москве Храма Христа Спасителя, выпускника МГХИ им. В.И. Сурикова, члена союза художников СССР с 1990 года.

   Реставрация икон – кропотливая и очень тонкая работа. Чтобы достичь желаемого результата, необходимо не только строго соблюдать технологический процесс, но, и самое главное, в совершенстве владеть искусством иконописи и реставрации. Вся сложность заключается в том, что от художника-реставратора требуется точно воспроизвести то, что было сделано раньше. Так же эта кропотливая работа предполагает ещё и единение, соавторство с тем, кто сделал первоначальный вариант.

   Более 6 месяцев шла кропотливая работа по реставрации икон. Виктор Михайлович ежедневно, практически без выходных,  профессионально и качественно сам выполнял все виды работ: удалял потемневший лак и копоть, скреплял лопнувшие иконы, восстанавливал утраченный слой левкаса, поновлял краски и позолоту, воссоздавал утраченные фрагменты,  покрывал образа защитным слоем лака.

   К празднику Светлого Христова Воскресения 2015 года этот кропотливый труд по восстановлению всех тридцати шести икон в иконостасе Никольского придела храма был успешно завершён.

   Великий Пост – это особое время в жизни Церкви и верующих людей. Каждый христианин стремится к своему духовному приготовлению к радостной встрече Светлого Христова Воскресения. И в этом году, благодаря радению благотворителей и попечителей – семьи Михаила Васильевича и Елены Петровны Полюдовых, наш храм вновь преобразился, ещё одно большое и важное дело в его восстановлении и реставрации было успешно завершено и явилось очередным жертвенным даром Богу к великому празднику Пасхи Господней.

   Никакое благое дело невозможно совершить без Божьего Благословения. За каждым Богослужением священнослужители и прихожане храма возносили и возносят свои молитвы об успешном окончании этого богоугодного дела, о здравии благотворителей и о помощи Божией всем трудящимся на реставрации специалистам.

   В дни праздничных Богослужений и перед началом больших этапов реставрационных работ прихожан и священнослужителей поддерживал отец благочинный церквей Ивантеевского округа – протоиерей Иоанн Монаршек, совершая Божественные литургии и молебны в нашем храме.

       Огромным даром нашему храму к празднику Светлого Христова Воскресения в этом году стала достигнутая договоренность о продолжении ремонтно-реставрационных работ в Ильинском приделе, приделе мученицы Агриппины и притворе церкви. В течение всего Великого Поста шла долгая и кропотливая работа по подготовке к этому благому делу: необходимо было изыскать средства, найти и привлечь квалифицированных и профессиональных специалистов и пр. С Божией помощью и заботой попечителей нашей церкви все эти вопросы были решены.

   Всегда горят свечи у образа святителя Николая Чудотворца о здравии Михаила Васильевича и Елены Петровны, чьими богоугодными делами удалось сохранить и восстановить не просто выдающийся памятник архитектуры Подмосковья, а Святой Храм Божий, в стенах которого происходит спасение наших душ.

 

Об устройстве иконостаса нашего храма

   Храм – это место, освященное присутствием Божиим. В переводе с греческого – кириаки - храм означает «жилище Господне». Другое символическое значение храма – модель Вселенной: храм являет собой образ Бога и сотворенного Им мира. В сравнении с гражданскими постройками храм есть «место неба на земле»: он освящен Божественной благодатью и предстает для окружающего мира как частица Царства небесного, ведь люди, посещающие церковные службы, приобщаются в храме к духовной жизни. Святитель Московский митрополит Филарет о создании и украшении храмов Божиих говорил так:«Посвящение Богу храма и усердный подвиг для его благоустроения и подобающего святыне украшения есть приятное приношение Богу; и в тоже время есть великая милость Божия человеку, ибо не всякому человеку дается жребий создать или возобновить храм Богу».

   Иконостас – это преграда, отделяющая алтарную часть от основного объема храма, где собираются верующие. Она уподобляется святыми Отцами границе двух миров божественного и человеческого. Притвор соответствует земле, церковь небу, а алтарь тому, что выше неба. С появлением иконостаса собрание верующих оказалось поставленным буквально лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса. «Небо от земли, горнее от дольнего, алтарь от храма может быть отделен только видимыми свидетелями мира невидимого, живыми символами соединения того и другого, иначе  святыми»,— пишет священник Павел Флоренский. Здесь ответ на вопрос, почему небесные свидетели Божии помещены так, что они закрывают собою алтарь от глаз молящихся в храме. Но иконостас не закрывает алтарь от верующих в храме, а раскрывает для них духовную сущность того, что содержится и совершается в алтаре и вообще во всей Церкви Христовой. Прежде всего, сущность эта состоит в том обожении, к которому призваны и стремятся члены земной Церкви и которого уже достигли члены Церкви Небесной, явленные в иконостасе. Образы иконостаса показывают тот результат сближения с Богом и пребывания в единении с Ним, к которому направлены все священнодействия Христовой Церкви, в том числе и те, что совершаются внутри алтаря. Но в чем разница между этими иконами и отдельными образами в храме? Удивительная художественная сила иконостаса в том, что его образы в совокупности обретают особый богословский смысл. Ведь созерцая иконостас, мы не воспринимаем каждого святого по отдельности, а видим целое святое воинство. Если читать иконостас сверху вниз по рядам (они называются   чинами), предстанет грандиозный образ спасения человечества.

   Иконы в верхнем, пятом ряду изображают тех, кто в глубокой древности, еще до пришествия в мир Христа, свидетельствовал о Нем. Этот ряд называется «праотеческим».

   Здесь изображены святой царь и пророк Давид Псалмопевец, а так же изветсные ветхозаветные пророки: Моисей, Иезекииль, Иеремия, Илия, Михей, Самуил, Исаия. В центре этого ряда находиться изображение Бога Отца, а верх иконостаса увенчивается изображением Распятия.

   Четвертый ряд — пророческий. В этом ряду изображаются те, кто предсказывал в своих писаниях пришествие Христа и Его крестный подвиг. Он  вводит в нас во времена ветхозаветной Церкви: здесь изображены пророки, возвещавшие о грядущем: о Мессии и о Деве, от Которой Он родится. Это ветхозаветные пророки: Авакум, Захария, Даниил, Иона, а так же апостолы: Иуда, Симон, Иаков, Филипп. В центре этого ряда помещено изображение венчания Девы Марии Богом Отцом и Богом Сыном.

   Обычно 3-й ряд называют «Моление». Иконы этого  ряда являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету. В центре помещают икону Спасителя с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Крестителем, апостолами, святителями и наиболее известными угодниками, являющими собой святую Церковь Христову. Все они молят Судию и Владыку мира о милости к людям. Весь этот ряд символизирует моление Церкви ко Христу, моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В нашем иконостасе здесь помещена икона Троицы Новозаветной - Бога Отца  в виде Старца, Иисуса Христа и Бога Духа Святого в виде голубя, а так же ученики Спасителя, апостолы: Андрей, Варфоломей, Матфей, Иоанн, Петр, Павел, Фома, Иаков.

   Еще ниже – «праздничный» ряд. Его еще можно назвать историческим: он знакомит нас с событиями Евангельской истории: первая икона здесь — Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Воскресение, Вознесение.

   Традиционно в самом нижнем «местном» ряду расположено трое врат. Устройство иконостаса предполагает в центре расположение Царских Врат, напротив престола. Слева от Царских Врат, напротив жертвенника — северные двери для выхода священнослужителей и их помощников во время богослужения; справа иконостас имеет южные двери для входа священнослужителей. На Царских вратах размещены небольшие иконы Благовещения и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над Царскими вратами находится икона «Тайная вечеря» — символ таинства Евхаристии. Справа от Царских врат — большая икона Спасителя, слева от них — икона Божией Матери с Младенцем на руках. Крайний образ справа — это «храмовая икона». Она символизирует праздник или святого в честь которого освящена церковь. На северных и южных вратах — архангелы Гавриил и Михаил.

   Реставрация иконостаса нашей церкви стала завершающим этапом комплекса реставрационных работ в Никольском приделе храма. Замечательно и отрадно, что благодаря жертвенной помощи и непрестанной зоботе ктиторов нашей церкви, семьи Михаила Васильевича и Елены Петровны Полюдовых, хранимая Богом святыня - наш храм, впитавший уже два века отечественной истории, не просто возрождается, а становится ярче и красивее, встречая нас в этот радостный день Святой Пасхи во всем своем величии и первозданной красоте.

  


Назад к списку