Церковь свт. Николая Чудотворца с.Царево 1812г. -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Памяти почетного настотеля церкви

протоиерея Николая Глебова

29 апреля 2016 года, на 88-м году жизни, скончался после продолжительной болезни почетный настоятель Никольского храма с. Царево Ивантеевского благочиния протоиерей Николай Глебов.  

 Протоиерей Николай Иванович Глебов родился 21 мая 1929 года в селе Песчанка Харьковской области, в семье железнодорожника. С 12 лет церковь стала для отца Николая особым местом, самым значительным в жизни. Но какая это была по внешнему виду церковь? Под храм приспособили простую избу на оккупированной немцами территории. Большое впечатление на подростка произвел батюшка, служивший в той церкви, отец Лавр, которому он помогал за службой, и его матушка Ольга, регент. Отец Лавр и благословил впоследствии Николая поступать в Киевскую Духовную семинарию.

   До поступления в семинарию Николай три года проработал на крупной пасеке под руководством пчеловода, который был молчуном, каких и представить трудно. Он был из тех людей особой духовной жизни, которым для постоянной молитвы необходимо молчание. Пасечник учил всему молча, все объяснял молча: смотри да делай. Работы было много: обрабатывать 250 ульев, строгать, пилить, изготавливать инвентарь для пасеки, возить воду из колодца. А вечерами, в конце таких нелегких трудовых дней, собирались для молитвы. Молились долго, молитвенное правило было как в строгом монастыре. За эти бесценные уроки отец Николай благодарит Бога всю жизнь.

   Иногда пасечник посылал Николая отнести мед монахиням одного из разоренных монастырей, поселившимся на окраине  города Краснограда (бывший Константиноград), рядом с селом, в котором они жили. Так Николай познакомился со схимонахиней Минодорой. Она была слепой. Умерла в начале 1950-х годов в возрасте 102 лет. Поступив в семинарию, Николай на каникулах обязательно приезжал к матушке. Однажды  она попросила Николая достать бревно, которое кто-то засунул в отхожее место. На вопрос отцу Николаю: «Как же так! Вы говорите, что матушка относилась к вам с любовью, радовалась, когда приезжали, – и вдруг такое задание? Иоанн Дамаскин чистил общественный туалет за непослушание, а вы-то за что?» – батюшка ответил: «Вы даже не представляете, какая радость была на сердце, когда выполнял это поручение матушки». Возможно, так матушка хотела показать отличнику-семинаристу, что служение священника –  это не только служение Богу, но и человеку, даже когда он бывает бесчувственным, подобно бревну, и способен погружаться в пороки и страсти, как в зловонную выгребную яму. И дело священника с Божией помощью вытащить его оттуда. А может быть, она хотела показать будущему священнику, что послушание, какой бы грязной работы это ни касалось, способно наполнять сердце радостью. Но это только предположения, так как отец Николай оставил этот рассказ без комментариев.

   1948 году Николай поступил в Киевскую Духовную семинарию. Ушел с пасеки и его молчаливый наставник: принял монашеский постриг с именем Андрей. Его рукоположили во иеромонаха, и до глубокой старости он служил в кафедральном Благовещенском соборе в Харькове. Отец Николай на протяжении всей жизни вспоминает его: какой был человек! Ничего в нем не было показного, абсолютно ничего. Только спустя много лет отец Николай узнал, что у отца Андрея была награда –  Золотая Звезда Героя.

   Даже сейчас не знаю, за что он ее получил, – рассказывал отец Николай. –  Я приезжал к нему после того, как атеистические власти пытались выгнать его, старого  одинокого священника, из комнатки при храме, в которой игумен Андрей жил. Куда было деваться? Вспомнил про свою награду –  вдруг подействует на начальника:

   –  Куда меня выгоняете? Куда мне деваться старому? У меня Золотая Звезда есть, только не ношу, она в тряпочке, там.

   После этого уполномоченный по делам религий оставил его в покое».

   Киевскую Духовную семинарию Николай окончил с отличием и получил рекомендацию поступать в Московскую Духовную академию, которую окончил также с отличием и остался в академии профессорским стипендиатом на кафедре византологии.

   17 июня 1956 года архиепископом Макарием (Деевым) Николай был рукоположен во диакона, а 14 октября того же года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в академическом Покровском  храме он был рукоположен во священника Сербским Патриархом Викентием. Защитив диссертацию на степень кандидата богословия, отец Николай остался преподавать в Духовной семинарии Священное Писание Нового Завета.

   В конце 1950-х годов в семье отца Николая в течение несколько лет жил родственник его супруги, Таисии Ивановны Скорой, схиигумен Валентин. Это был еще один удивительный человек в жизни отца Николая. Схиигумен Валентин принял постриг в Киевском Ионинском монастыре еще до революции 1917 года и был насельником Киево-Печерской лавры. В советское время был репрессирован: прошел пересыльные тюрьмы, ГУЛАГ. В конце 1950-х годов, после реабилитации, приехал с Соловков в Загорск и жил у отца Николая, каждый день служа Литургию в комнате, в которой его поселили.

   В маленьком доме на улице 1-й Ударной Армии Загорска (ныне – Сергиев Посад) места хватало всем: отцу Николаю и его матушке, их малым детям –  Георгию, Константину и Маргарите, родителям Таисии Ивановны, схиигумену Валентину и множеству посетителей, которые приходили к нему за духовным советом. Таисия Ивановна вспоминает: «Возвращаешься, бывало, с работы вечером, а к дому незнакомые женщины подходят. Я им:

   – Вы куда?

   –  А нам надо.

   – Раз надо, проходите».

   Некоторые из посетителей произвели сильное впечатление на отца Николая. Вот как он сам об этом рассказывает:

   «К отцу Валентину приходил художник, реставрировавший после открытия в 1948 году Лавру, Георгий Эдуардович Бострем. Потом он привел друга, Михаила Николаевича Бирона, с которым до революции оканчивал Петербургскую и Мюнхенскую Академии художеств. Это были настоящие богоискатели, не знавшие, что такое теплохладность. До революции критиковали Православную Церковь, так как видели в ней много недостатков. Искали истину по разным странам, по разным сектам. Эти поиски и скорбная жизнь в России после революции привели их опять к Православию. Постригая Михаила Николаевича в монахи, отец Валентин спросил:

   – Какое имя выбираете?

   – Борис.

   –  Правильно, борись!

   Его супруга Людмила, также художница и постоянная спутница, стала монахиней Арсенией, купила хатенку около разоренной тогда Оптиной пустыни, последние годы жизни провела там».

   У отца Николая сохранился дневник монахини Арсении, в котором описания впечатлений от путешествий соседствуют с рассуждениями о смысле жизни. Как художница, она живописно описывает весну на Адриатике. Как православная христианка, рассуждает, что под всей шелухой, привнесенной в церковь людьми, истина живет в Православии.

   Среди богоискателей, с которыми Господь судил встретиться отцу Николаю, был Николай Германович Гейман. Он пешком обошел Абхазию, Грузию, встречаясь с монахами, подвизавшимися тогда на Кавказских горах. «У этого человека вера была как у христиан первых веков!» –  характеризовал его отец Николай.

   Почувствовав приближение смерти, схиигумен Валентин уехал на родину, в Киев, к родным сестрам – схимонахиням Флоровского монастыря. Там его и похоронили.

   В 90-е годы XX века в прессе часто звучало в адрес священников обвинение в том, что в советское время они  носили под рясами погоны КГБ. В жизни отца Николая были другие встречи: Сергей Владимирович Чибисов, доктор физико-математических наук, заведовавший кафедрой физики и математики Академии Бронетанковых войск, носил под погонами полковника монашеский параман. Только несколько священников, у которых он исповедовался, знали о том, что он монах Серафим.

   С 1958 года отец Николай служил в Ильинском храме Загорска. Прослужил там 25 лет. Все необходимые навыки приобрел: исповедь проводить, проповедь читать. Настоятель, отец Тихон, был в годах и слаб здоровьем, поэтому, выполняя его обязанности, отец Николай многому научился.

   В 1982 году отца Николая назначили в Покровскую церковь в поселке Тарасовка Пушкинского района. Обстановка там была сложная, так как в том поселке размещалась дача американского посольства. Американцы и их гости из других посольств могли видеть, что в церкви всегда много народу. Атеистические власти и закрыть такой популярный в народе храм на глазах у представителей зарубежных стран не решались, и оставить на мировое обозрение популярность религии в атеистическом государстве тоже не могли. Поэтому и решили: храм закроется сам собой, если разогнать «двадцатку», состоявшую из верующих, и сформировать ее заново уже из неверующих. Священникам тогда не разрешалось ни во что, кроме богослужебных дел, вмешиваться. Но новый настоятель своими советами и поддержкой небезразличных к судьбам храма верующих сумел так развернуть дело, что и храм не закрыли, и уполномоченного по делам религии с должности сняли. Отца Николая наградили орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени.

   В 1984 году отец Николай стал настоятелем Никольской церкви. В 1988 году он был награжден митрой, в 2004 году, в связи с 75-летием, –  орденом благоверного князя Даниила Московского III степени, в 2006 году – удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до «Отче наш». Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия от 18 марта 2008 года в связи с болезнью отец Николай был назначен почетным настоятелем Никольского храма.

   Несмотря на тяжелую продолжительную болезнь, отец Николай по-прежнему являл собой высокий пример ревности, благочестия и веры, продолжая и дальше молитвенно служить Богу и людям. Его регулярно посещали духовенство и прихожане храма, прибегали к его духовному руководству и молитвам, оказывали посильную помощь и поддержку в болезни. В 2011г. митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием прот. Николай Глебов был удостоен медалью «За усердное служение» II ст., в 2014г. медалью «За усердное служение» I ст., а незадолго до смерти, в честь 60-летия служения в священном сане, медалью «За жертвенные труды» I ст. За время своего служения отец Николай проявил себя как одаренный пастырь, словом проповеди, ревностного служения и образом благочестивой жизни своей приводивший ко Христу множество людей.

   2 мая 2016 г. благочинным церквей Ивантеевского округа протоиереем Иоанном Монаршеком в сослужении настоятеля храма священника Сергия Львова и духовенства Ивантеевского благочиния было совершено отпевание протоиерея Николая. Проститься с духовным наставником пришло много людей, знавших батюшку. В их памяти он навсегда останется добрым пастырем, полностью отдавшим себя на служение Церкви. Господь Бог да упокоит его со святыми в селениях праведных!

   По завещанию о. Николая, он погребен за алтарем нашего храма.
 

    5 октября 2016 года, скончалась супруга нашего дорогого батюшки протоиерея Николая Глебова, матушка Таисия Ивановна. В ноябре ей исполнилось бы 89 лет. Она совсем немного, на несколько месяцев, пережила отца Николая.  
   Матушка Таисия была из благочестивой семьи: две ее тетушки были схимонахинями Флоровского монастыря в Киеве. Родной дядя, схимонах Валентин, после освобождения из ГУЛАГа в конце 1950 –х гг. из Соловков приехал в Загорск и  некоторое время жил в  семье отца Николая и Таисии Ивановны. 
   Она была верной помощницей отца Николая в его пастырском служении, так, например, во время его учебы  и последующего преподавания в Духовной Академии Таисия Ивановна выучилась печатать на машинке, чтобы помогать ему в научной работе. Безусловно, на первом месте для матушки была семья и семейный быт. Вместе с батюшкой вырастили и воспитали троих замечательных детей, помогали растить внуков. 
   Во время болезни отца Николая, Таисия Ивановна, сама уже и очень пожилой и больной человек самоотверженно ухаживала за ним.
    Светлая память Таисии Ивановне! Царство Небесное!

 

Настоятель церкви священник Сергий Львов

   Отец Сергий  Львов родился 18 августа 1979 года в Германии, в городе Людвигслуст, в семье военного врача. «В связи с переводами моего отца по службе, – рассказывает отец Сергий, –  наша семья часто меняла местожительство. Долгое время мы прожили в Амурской области на Дальнем Востоке, в городе Белогорске. Однажды у отца на лечении находился единственный священник того города – отец Василий Федорчук. Результатом этого случайного, на первый взгляд, но оказавшегося промыслительным для моей дальнейшей судьбы знакомства стало мое и брата крещение. Однако по-настоящему мое приобщение к духовной жизни, полноценное участие в церковной жизни началось после перевода моего отца в военный госпиталь в городе Пушкино. Здесь я познакомился и сблизился со священником Андреем Дударевым, который только что был назначен сначала клириком, а затем настоятелем в строящийся храм во имя великомученика и целителя Пантелеимона при Центральной районной больнице. В этой церкви в течение многих лет я нес  алтарное и клиросное послушания. Помогал, по мере своих сил, и в строительных работах. Церковь только еще строилась, и потому приход наш был небольшой, но очень дружный и сплоченный. В памяти отложилось одно очень интересное наблюдение. Летом в церкви велись внутренние работы, поэтому практически в течение всего лета воскресные службы приходилось совершать под открытым небом. Однако по Божию Промыслу во время богослужений ни разу не прошел дождь. Бывало, проснешься рано утром – на улице пасмурно, моросит дождь, а придешь к храму –  над ним чистое небо.
   По окончании Московского государственного университета сервиса в 2001 году я поступил в аспирантуру. В то время отец Андрей познакомил меня  с сестрой своей матушки – Ольгой Николаевной Максименко. Это знакомство тоже было промыслительным – через полгода после этой встречи, в октябре 2002 года, состоялось наше с Ольгой венчание. В 2004 году мне удалось успешно окончить аспирантуру и защитить диссертацию на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Нужно было думать о дальнейшем трудоустройстве, но мое сердце влеклось к храму. Отец Андрей Дударев искренне поддержал мое стремление и взял меня в штат своей церкви алтарником. Я поступил в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Особый след в душе оставили лекции декана нашего факультета священника Геннадия Егорова по Ветхому Завету, занятия по патрологии у заведующего кафедрой теологии Петра Юрьевича Малкова, курсы литургики и агиологии у Елены Николаевны Никулиной, которая впоследствии стала моим научным руководителем при написании диплома. 
   По ходатайству отца Андрея 5 марта 2006 года, в Прощеное воскресенье, состоялась моя диаконская хиротония, которую совершил архиепископ Можайский Григорий в Успенском храме Новодевичьего монастыря в Москве. В течение всего последующего года я служил диаконом в церкви великомученика и целителя Пантелеимона. Через год, 18 февраля 2007 года – и снова в Прощеное воскресенье! –  в Берлюковской пустыни состоялась моя священническая хиротония. Ее совершил наш правящий архиерей – митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Теперь каждый год, совершая богослужения в этот последний день перед Великим постом, я с особой силой ощущаю ту неизреченную милость, которую проявил ко мне Господь.
   Служба в больничной церкви была для меня своего рода школой. Богослужения в храме совершались ежедневно, к ним прибавлялись посещения тяжелобольных, совершения отпеваний. В таких условиях прошел первый год моего священнического служения.
   Весной 2007 году я успешно окончил учебу в Православном университете.  Мне было предложено остаться в нем в качестве преподавателя, и я с радостью принял это предложение.
   В 2008 году, в день памяти Сорока севастийских мучеников, я получил назначение настоятелем в церковь Святителя и Чудотворца Николая в селе Царево. После служения во вновь построенной, небольшой и уютной церкви я попал в большой и величественный храм, имевший богатую историю и устоявшиеся традиции. Большое значение для меня в первый год служения в новом храме имела поддержка отца благочинного, протоиерея Иоанна Монаршека, который своими мудрыми советами и молитвой направлял меня на новом поприще. Теплые отношения сложились у меня с почетным настоятелем нашего храма протоиереем Николаем Глебовым, который, к сожалению, из-за тяжелой и продолжительной болезни вынужден был оставить свое пастырское служение в церкви. Однако, несмотря на немощь, духом своим отец Николай продолжает служить Богу и людям. Его молитвенное участие в жизни прихода, живой интерес к насущным проблемам и мудрые пастырские советы поддерживают меня в моем служении. 
   Мое назначение на приход совпало с активной подготовкой храма к 200-летнему юбилею. Значимым для меня стало знакомство с семьей Михаила Васильевича и Елены Петровны Полюдовых. Они уже на протяжении многих лет оказывают помощь церкви. Михаил Васильевич и Елена Петровна приняли решение о проведении в честь приближающегося юбилея широкомасштабных реставрационных работ. Хочется отметить, что эта помощь заключалась не только в финансировании, но и в повседневном руководстве всеми работами. Михаил Васильевич делился со мной своим многолетним опытом, в трудные минуты приходил на помощь, а самое главное – добивался от специалистов проведения работ на высочайшем уровне. Его жизненный принцип – «в любом деле не может быть мелочей», у него свое, особое отношение к храму – он не устает напоминать рабочим,  что «в церкви надо все делать по совести, вкладывать в работу свою душу». Порой возникали трудности, реставрация не продвигалась вперед, задерживались какие-то работы. В такие периоды  нам на помощь приходил отец благочинный, который совершал в нашем храме молебны Святителю Николаю о благополучном завершении работ.
   Теплотой и радостью наполняется сердце при упоминании о церковнослужителях нашего храма, которые, несмотря на преклонный возраст, продолжают ревностно нести свои послушания.
   Особенно ценно и радостно для меня то, что на моем пути всегда встречаются люди, готовые прийти на помощь. Они искренне, от души, по мере своих сил и возможностей помогают храму, воскресной школе. Многие из них серьезнее задумываются о православной вере и становятся прихожанами нашего храма. В своем искреннем сердечном благодарении за каждым богослужением я поминаю их.
   Священническое служение – это постоянное приобщение благодати,  постоянное предстояние пред Богом. Апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам (4, 1) говорит об этом так: «каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих». И дай нам Бог соответствовать этому великому призванию, твердо исполнять волю Божию, служа у престола Божия, совершать Таинства до конца своей жизни.
 
Клирик церкви протоиерей Евгений Мельников
 
   О себе и своей семье батюшка рассказывает: «Родился я в 1939 году в Хабаровске, в семье военнослужащего. Отец служил в то время военным инженером в военно-строительном управлении Дальневосточного фронта. Была в то время такая организация в Хабаровске.  Мать происходила из семьи заволжских старообрядцев.
   С началом войны отец был призван в действующую армию. Сестра родилась вскоре после его ухода на фронт, в июле 1941 года. Крестили меня вместе с ней, мне тогда было около двух лет. Священника для совершения таинства пригласили на дом. Воспоминание о крещении сохранилось в моей памяти, хотя это необычно для такого возраста. Когда, будучи уже взрослым, я рассказал о том, как помню свое крещение, матери, она подтвердила, что все так и было.  Сохранилось отрывочное воспоминание об одном из первых причащений – помню поднесенную к моим губам лжицу, остальное помню довольно смутно.
   Не могу сказать, чтобы семья наша была верующей. Не помню, чтобы кто-нибудь, кроме бабушки, молился и ходил в церковь, но иконы на стене в углу висели всегда. Правда, их иногда прятали при приходе посторонних людей. Так что специально моим духовным воспитанием никто не занимался, но в Бога я верил всегда. Помню, как лет в десять-одиннадцать мы с моим близким  товарищем признались друг другу, что верим в Бога.
   После окончания школы я поступил в Казанский университет на физико-математический факультет, по окончания которого был направлен на работу в город Красноармейск, на Софринский научно-исследовательский полигон. В то время это был п/я 648. Названия потом менялись, но суть всегда оставалась одной и той же. Здесь я проработал 28 лет с перерывом на полтора года учебы в аспирантуре в Институте механики АН СССР. Работа моя считалась вредной, и на пенсию я вышел в 55 лет.
   Вероятно, в жизни каждого человека происходят события промыслительные, но не все воспринимают их таковыми. Иногда эти события воспринимаются как неприятность или даже несчастье, но по прошествии времени приходит осознание их промыслительного в твоей жизни значения. Так было и со мной.
   Вопросами религии я интересовался еще в студенческие годы. В основном это были восточные культы, так как почитать что-то о Православии было невозможно. Когда работал на полигоне, поступил в вечерний университет марксизма-ленинизма, на факультет атеизма, и получил соответствующий диплом, но пропагандой атеизма никогда не занимался. Вообще, о моей вере меня никогда никто не спрашивал. И, как говорится, слава Богу, потому что трудно сказать, что бы я ответил.
   В первые годы перестройки  работал в НИИ прикладной гидромеханики и снимал комнату у однокурсницы моего отца, женщины очень верующей. Она меня надоумила посещать лекции московских священников, которые они читали по вечерам в Центральном доме культуры железнодорожников. Эти же священники решили создать курсы катехизаторов, на которые поступил и я –  по рекомендации игумена Иринарха (Грезина; ныне епископ Красногорский, викарий Московской епархии). С ним я познакомился случайно. Он в то время восстанавливал храм иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», а я некоторое время был прихожанином этого храма и участвовал в деятельности общины.
   Курсы я закончил и получил соответствующий документ. Помню, что экзамен у меня принимал протоиерей Аркадий (Шатов; ныне епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон). Это было весной 1991 года. Государственные предприятия тех категорий, на которых я работал, начали разваливаться, сотрудники кинулись создавать различные фирмы и совместные предприятия. Я вернулся в Красноармейск и несколько месяцев работал в частной фирме. После окончания курсов надеялся работать преподавателем Закона Божия в какой-нибудь школе, но получилось иначе. Я познакомился с протоиереем Николаем Глебовым, настоятелем Никольской церкви в селе Царево, и он неожиданно предложил мне принять священный сан.
   Мысли стать священником у меня не было, так как я даже не предполагал такой возможности. Старший сын меня поддержал, младшие – не поняли, жена не возражала. Я посоветовался с игуменом Иринархом –  и согласился. Во диакона я был рукоположен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием  13 октября 1991 года, а  14 октября в Успенской церкви Новодевичьего монастыря состоялась моя священническая хиротония, которую совершил также митрополит Ювеналий. На следующий день я получил назначение в Никольскую церковь в село Царево.
Чтобы пополнить свои знания и подкрепить квалификацию, решил поступить в Московскую Духовную семинарию, которую  окончил заочно в 1998 году. Предлагали поступить и в Академию, но мне было уже 58 лет, и я не видел в этом необходимости.
   Учиться в семинарии мне было нетрудно – на курсах катехизаторов я получил достаточные знания, но сам дух семинарии и обстановка были  для меня очень ценны и полезны. Из преподавателей запомнились профессор К. Е. Скурат, протоиереи Артемий (Владимиров) и Александр (Шаргунов). Из однокурсников – один священник из Севастополя и монах Адриан из Новоспасского монастыря. Благодаря монаху Адриану я познакомился с братией Новоспасского монастыря и наместником архимандритом Алексием (ныне  архиепископ Костромской и Галичский). Запомнился архимандрит Иннокентий (Просвирнин). С ним мы много беседовали, в последний раз – незадолго до его кончины, когда он находился в Институте им. Склифосовского. Ему понравился мой младший сын Александр, что определило его будущую жизнь.
   За двадцать лет службы приходилось служить в разных храмах. Восстанавливал церковь Вознесения в Красноармейске в 1993 году и некоторое время был ее настоятелем. Два месяца служил в церкви великомученика и Победоносца Георгия в Ивантеевке, замещая заболевшего священника. Довелось послужить и за границей, в Германии: в Дюссельдорфе –  в церкви у архиепископа Клинского Лонгина, представителя Русской Православной Церкви в Германии; в Вуппертале –  в храме преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Храмами эти церкви можно назвать лишь условно, так как устроены они в квартирах. Благодаря моему наставнику протоиерею Николаю Глебову я чувствовал себя достаточно спокойно и уверенно везде, где бы я ни служил.
   Господь судил мне встретить на своем жизненном пути много мудрых людей, которые помогли мне услышать волю Божию и избрать верный путь. И это самое главное. Были, конечно, и трудности и неприятности, но о них вспоминать не хочется. С возрастом в жизни все больше ценишь спокойствие и удовлетворенность тем, что есть. То же можно сказать и о людях: самые важные и жизненно необходимые черты характера – спокойная уверенность в любых обстоятельствах, верность долгу и честность, основанные на непоколебимой вере в Бога, в Его милость и  справедливость».
 
 

Памяти протоиерея Николая Гайнова

12 сентября 2013 года, на 78-м году жизни, скончался от инфаркта протоиерей Николай Гайнов, клирик Никольского храма с. Царево Ивантеевского благочиния.

Родился отец Николай 9 ноября 1935 года в селе Дубнево Нагорьевского района Ярославской области в русской православной крестьянской семье. От своих родителей получил первоначальное знание о христианской вере, научился первым молитвам, а самое главное — научился во всем полагаться на волю Божию.

В 1951 году окончил семилетнюю школу. В 1952 году уехал в Загорск (ныне Сергиев Посад), где поступил плотником на завод «Лако-краска», жил в общежитии. В этом славном городе познакомился ближе с Лаврой Преподобного Сергия и ее прихожанами.

В 1954–1956 годах служил в армии, а по возвращении снова стал работать на старом месте. Продолжая посещать богослужения в Лавре, познакомился с учащимися семинарии и академии, со священнослужителями. Особенно полюбил будущий священнослужитель Николай в те годы живые и искренние проповеди наместника Лавры архимандрита Пимена (Хмелевского); запали в душу проповеди и исповеди у архимандрита Тихона (Агрикова), который впоследствии стал духовником отца Николая и рекомендовал его в семинарию.

В разгар хрущевских гонений на Церковь отцу Николаю, как и многим в то время верующим людям, пришлось испытать травлю и преследование с бесконечными вызовами к начальству, коллективными проработками и т. п. В августе 1960 года отец Николай успешно сдал вступительные экзамены и был зачислен в 1-й класс Московской духовной семинарии.

Будучи на послушании в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Братовщина познакомился со своей будущей женой, Валентиной Петровной Шуртаковой, 18 ноября 1962 года в этом храме над молодой парой было совершено Таинство Венчания.

4 ноября 1963 года в кафедральном Богоявленском соборе в Москве отец Николай был рукоположен во диакона митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом (будущим Патриархом Московским и всея Руси). Хиротония во священника была совершена 23 февраля 1964 года в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» архиепископом Дмитровским Киприаном. В сентябре 1964 года отец Николай был назначен на приход в село Дмитровское Звенигородского района (ныне — Красногорский) в храм святого великомученика Димитрия Солунского.

Пятнадцать лет прослужил отец Николай на разных приходах до того, как в конце 1978 года был назначен в Никольский храм с. Царево, где прослужил 35 лет.

С женой Валентиной Петровной прожили 50 лет, народили четверо детей, которые подарили дедушке и бабушке внуков и правнуков.

В жизни отец Николай больше всего ценил саму жизнь — время жизни, в людях ценил самого человека.

Протоиерей Николай Гайнов 50 лет посвятил служению Церкви и всегда по мере возможности и сил старался исполнять свои пастырские обязанности с полной отдачей душевных и физических сил. При этом всегда на память себе приводил слова Божии: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10). За неустанные молитвенные труды во славу Православной Церкви отец Николай был награжден медалями «За усердное служение» II и III степени.

14 сентября 2013 года благочинным церквей Ивантеевского округа протоиереем Иоанном Монаршеком в сослужении настоятеля храма священника Сергия Львова и духовенства Ивантеевского благочиния было совершено отпевание протоиерея Николая. Проститься с духовным наставником пришло много людей, знавших батюшку. В их памяти он навсегда останется добрым пастырем, полностью отдавшим себя на служение Церкви. Господь Бог да упокоит его со святыми в селениях праведных!

Вечная память дорогому отцу Николаю!